Командные роли

Командная роль – это модель поведения человека, которая отражает способ выполнения им своей работы. Это не функционал. Не то, ЧТО делает работник, а то КАК он это делает.  Командная роль это и вклад в работу команды и взаимоотношения между участниками команды. Командная роль определяется  врожденными личными качествами и приобретенным поведением.

Люди демонстрируют бесконечную вариативность поведения.  Тем не менее диапазон полезных моделей поведения в работе команды ограничен. Согласно Белбину эти модели поведения умещаются в девять командных ролей. Баланс этих ролей в команде отвечает за успех или неудачу в командной работе.

Как связана командная роль с типом личности человека?

Однозначно о взаимосвязи типа личности человека с командной ролью судить нельзя.

Роли по Белбину описывают типовые модели конструктивного поведения людей в командах.

Тип личности определяет преимущественный способ взаимодействия с окружающим миром. Отвечает за предпочтения при сборе информации и при принятии решений.

Иногда на командную роль влияет состав и состояние команды. В одной команде человек  генератор идей, а в другой — аналитик или реализатор.

Подробную классификацию командных ролей смотрите тут: Типы командных ролей

Из таблицы видно, что командные роли группируются в пары по функциям:

  • лидерство (МОТИВАТОРЫ и КООРДИНАТОРЫ),
  • коммуникация (ИССЛЕДОВАТЕЛИ РЕСУРСОВ и ВДОХНОВИТЕЛИ),
  • интеллектуальные разработки (ГЕНЕРАТОРЫ ИДЕЙ и АНАЛИТИКИ)
  • реализация (РЕАЛИЗАТОРЫ, КОНТРОЛЁРЫ и СПЕЦИАЛИСТЫ).

Разница в парах заключается в том куда направлены воздействия.

  1. В паре лидерство, МОТИВАТОР ищет последователей и склонен видеть команду как придаток, а КООРДИНАТОР ищет партнеров и воспринимает себя как часть команды.
  2.  В паре коммуникации, активность ИССЛЕДОВАТЕЛЯ РЕСУРСОВ направлена вовне, а у ВДОХНОВИТЕЛЯ – вовнутрь группы.
  3. В паре, отвечающей за интеллектуальные разработки, ГЕНЕРАТОР ИДЕЙ отстаивает авторство своих идей, а АНАЛИТИК отстаивает лучшую идею.
  4. Реализация представлена РЕАЛИЗАТОРОМ, который концентрирует внимание на том, как организовать выполнение задачи, а КОНТРОЛЁР на деталях выполнения.

Таблица также предусматривает объединение ролей по дополнительным признакам:

  • совершенствователи (КОНТРОЛЁРЫ и СПЕЦИАЛИСТЫ) – нацелены на высокие стандарты работы. КОНТРОЛЁРЫ – на высокие стандарты во всем, что их просят сделать, а СПЕЦИАЛИСТЫ заинтересованы только в своей области.
  • новаторы (ИССЛЕДОВАТЕЛИ РЕСУРСОВ и ГЕНЕРАТОРЫ ИДЕЙ) – производят нестандартные идеи и решения. Только ГЕНЕРАТОР ИДЕЙ вырабатывает их самостоятельно, а ИССЛЕДОВАТЕЛЬ РЕСУРСОВ склонен творчески детально прорабатывать идеи других людей.
  • гармонизаторы команды (КООРДИНАТОРЫ и ВДОХНОВИТЕЛИ) – действуют для достижения гармонии и духа команды, используя различные стили: КООРДИНАТОРЫ направляют усилия членов команды в одном направлении, а  ВДОХНОВИТЕЛИ выявляют зоны напряженности между конкретными лицами и смягчают межличностные взаимоотношения.
  • стимуляторы команды (ИССЛЕДОВАТЕЛИ РЕСУРСОВ и КООРДИНАТОРЫ) – повышают мотивацию команды. КООРДИНАТОР направляет ресурсы на достижение задач. ИССЛЕДОВАТЕЛЯ РЕСУРСОВ стимулируют трудные задачи. Он устанавливает новые контакты, и постоянно исследует возможность получения новых ресурсов.
Формирование рабочих групп.

Если правильного скомплектовать рабочие группы, используя комбинации командных ролей, то цели, стоящие перед организацией достигаются быстрее, а время и ресурсы экономятся.

Люди, выполняющие одни и те же должностные функции в проекте, могут выступать в разных командных ролях.

Некоторые управленцы ошибочно подбирают в команду подобных себе людей. Единообразие — это единомыслие и стагнация. Правильно подобранные «лебедь, рак и щука», оказываются гораздо успешнее «родственных душ».

В списке командных ролей неспроста отсутствует роль «лидер». В разное время руководитель команды может и должен брать на себя ту роль, которая позволит сбалансировать команду.  Например: выступить генератором идей, когда команда буксует в решении проблемы, стать придирчивым критиком-аналитиком, если ощущается переизбыток идей, энтузиазма и оптимизма, или принять на себя роль вдохновителя, когда участники команды приуныли. Способность выполнять разные командные роли, помогать другим людям выполнить их задачи как можно лучше — обязательные качества лидера.

Важно отметить, что состав команды варьируется в зависимости от поставленной задачи. На ранних стадиях проекта, когда вы разрабатываете стратегию и определяете общие подходы, вам необходим генератор идей, исследователь ресурсов и контролёрКоординатор в роли руководителя поможет им работать вместе. На этапе практической реализации, чтобы продолжить поступательное движение проекта, ключевая роль достанется реализатору, вместе со специалистом.  Ближе к завершению проекта возрастает роль контролёра, который следит за тем,чтобы задача была выполнена правильным образом.

Распределение ролей.

Если количество человек в команде меньше девяти, каждый берёт по крайней мере одну вторичную роль. Ролевые типы сортируются в две категории: ориентированные на внешний мир и нацеленные на то, что происходит внутри команды. Главное, что должны быть перекрыты четыре стороны:

  • лидерство;
  • коммуникации;
  • интеллектуальные разработки;
  • реализация

Грамотное распределение командных ролей позволит вашей команде достигать целей, снизив конфликтность и столкновения. Это облегчит вашу работу и даст почувствовать членам команды их индивидуальную значимость.