Постановка жизненных целей

— Ты знаешь, Фима, я все время ищу смысл жизни и никак не могу его найти!

— А в холодильнике нет?

— Нет.

— Значит, мы его вчера допили!

(анекдот)

Как выбрать правильный вектор и понять, к чему и куда двигаться? Дальше чем ХОЧУ дело двигается, к сожалению, далеко не у всех и не всегда. Потому что, кроме ХОЧУ, есть ещё и НАДО. Эти хочу и надо – постоянно в жизни сталкиваются. Ими «занимаются» разные структуры мозга.

«Хочу» – это то, что нам досталось от биологической истории нашего вида. Это проверенные временем (сотни тысяч и миллионы лет) формы поведения, выработанные в процессе эволюции и закреплённые в поведении в виде инстинктивных «прошивок», программ.  За их реализацию отвечают древние центры мозга, называемые лимбической системой. Это маленькие внутренние древние центры, контролирующие наше поведение, исходя из реализации трёх важнейших для выживания и развития вида задач:

·        Экономия энергии.

·        Доминирование.

·        Размножение.

То, что соответствует этим целям, незамедлительно получает положительное эмоциональное подкрепление,  «идёт на ура», так как в течение колоссально долгого времени способствовало выживанию и развитию нашего вида. А принуждение к социальному поведению идёт со скрипом. За это отвечает кора — рассудочная «человеческая» часть мозга. Она занимает 80% мозга и потребляет много энергии. При этом служит постоянным источником страдания и «несчастья», т.к. слабо поддерживается положительными эмоциями. Положительные эмоции вызываются гормонами, действие которых напрямую влияет на поведение и регулирует нашу эмоциональную сферу. За это отвечает лимбическая система. Она отвечает за ХОЧУ.

А вот за «надо» отвечает рассудочная «человеческая» часть мозга. Отсюда наша вечная лень и пресловутое «начну с понедельника». Чтобы хотя бы с понедельника что-то начать нужно сначала понять ЧТО. И ответить на вопрос «чего же я хочу?». Здесь очень важно чётко дифференцировать чего же хочу именно Я.

С детства нас пичкают интроектами. Это навязанные извне значимыми взрослыми (чаще всего — родителями) убеждения. В этом нежном возрасте интроекты «падают» внутрь психики словно семена в удобренную почву и легко прорастают там. Они принимаются ребёнком на веру и не подвергаются критическому анализу.

Эти интроекты, или как их ещё называют «иррациональные убеждения» достаточно легко отследить по словам-маркерам в речи человека. Как правило это такие слова как: «должен», «мне необходимо» «надо», «правильно», «никогда», «невозможно», «нельзя». Под этими словами могут скрываться и вполне рациональные убеждения. Но если человек не может после подобных заявлений внятно ответить на вопрос ПОЧЕМУ, то скорее всего мы имеем дело с внушёнными интроектами. Вспомним знакомые фразы: «я должен поступить в институт», «мне уже надо жениться», «у меня ничего не получится», «в нашей стране бизнесом заниматься невозможно», «я никогда этого не достигну»…

Вот и получается, что не имея собственных целей мы всю жизнь реализуем цели других людей. Как же понять какие цели собственные, то есть понять чего же хочу именно я? Для этого есть методика, которая уже неоднократно доказала свою валидность. Она работает! Проверял на себе и на десятках других людей.

Чтобы понять, чего же я хочу, нужно понять, что для меня ЦЕННО. То есть необходимо осознать и озвучить ценности своей жизни. Эти ценности будут выступать в роли «навигатора», задающего основные принципы и направления cформулируемых Вами же в дальнейшем целей.

В благодарность за то, что вы живёте в соответствии со своими ценностями, мозг наградит вас ощущением настоящего счастья! А вот субъективное ощущение счастья и является мерилом вашего успеха в жизни.

Тем не менее счастье в жизни и смысл жизни вещи не тождественные друг другу. Счастье ощущается, а смысл познаётся. Для того, чтобы понять для чего вы проживаете свою драгоценную жизнь необходимо ответить себе на вопрос: «Для чего и зачем я живу?». Полученный ответ и подскажет, поможет сформулировать, в чём же заключается смысл вашей жизни.

Возможно найти ответ и на этот безусловно важнейший и непростой вопрос поможет также действенная методика, которую я вам продемонстрирую. Она состоит из четырёх последовательных шагов. От вас потребуется ручка или карандаш, несколько листов бумаги и готовность посвятить минут 40 своей жизни этому  полезному занятию. Готовы? Тогда начинаем!

Шаг первый. Определение ценностей.

Возьмите лист бумаги и, хорошенько сосредоточившись на вещах имеющих первостепенное значение в вашей жизни, запишите свои ценности. Желательно, чтобы их количество было 10.

Как выйти на важные жизненные ценности? Для этого сосредоточимся и подумаем. Постарайтесь ЧЕСТНО ответить себе на следующие вопросы:

• Подумайте о том, что вам по-настоящему нравилось делать в детстве?

• Что вы любите делать сейчас? Напишите 10-15 любимых занятий, разбейте их по группам и расположите в порядке убывания интереса.

• Назовите три главные в жизни для себя вещи (от чего вы откажетесь в самую последнюю очередь).

• Чтобы вы сделали из того, что не делали ранее, если бы ТОЧНО знали, что неудача исключена?

• Чем бы вы занимались, если бы обладали всеми необходимыми ресурсами и абсолютно ни в чём не нуждались?

• Что из того, что приходилось вам по жизни делать, вызывало у вас наибольшую неприязнь?

• Представьте, что вы умерли. Что говорят о вас на панихиде?

• Вы узнали, что умрёте через месяц. Что Вы сделаете? А если через год?

Ценностями может являться всё что угодно: спорт, здоровье, творчество, семья, дети, карьера, самореализация, профессиональное совершенствование, получение удовольствия, деньги, власть, социальная справедливость, духовные скрепы, мир во всём мире, права геев, лесбиянок, трансгендеров и животных… В общем, любые, но ВАШИ ценности.

Список составлен? Идём дальше.

Шаг второй. Ранжирование ценностей.

Заполняем матрицу Боулза.

В ней четыре секции: A,B,C и D. И заполнять из нужно в такой последовательности.

В секцию А матрицы запишите получившийся список из 10 основных жизненных ценностей.

Секция B заполняется следующим образом:

Первая ценность из секции «А» последовательно сравнивается со всеми остальными из списка и в каждой паре обводится номер того высказывания, значимость которого для вас является бОльшей.

Например, первой в списке секции «А» у вас значится «карьера», а второй «пиво с друзьями». Вы сравниваете эти ценности между собой и приходите к выводу, что «пиво с друзьями» в вашей жизни все же важнее карьеры. В этом случае в секции «В» в первом квадрате вы обводите двойку. А если наоборот, то обводите единицу. Таким образом все позиции из списка ценностей секции «А» сравниваются друг с другом и результат сравнения всех пар отмечается в секции «В».

В секции «С» затем фиксируется, сколько раз был отмечен в секции «В» соответствующий номер из общего списка ценностей.

Например, по ходу сравнения со всеми остальными ценностями:

· «Пиво с друзьями» было выбрано как превалирующая ценность 5 раз,

· Свобода — 4 раза,

· Независимость — 3 раза,

· Карьера — тоже 3.

Эти цифры заносятся в первую строчку секции «С». Та ценность (или ценности), которые были отмечены большее количество раз, получают высший ранг.

Например, в нашем случае «пиво с друзьями» получает ранг — 1, «свобода» — 2, а «независимость» и «карьера» — 3.

Ранг заносится в соответствующие клетки второй строки секции «С».

В секцию «D» переписываются ценности уже согласно получившегося ранжирования.

Таким образом вы увидите, какие ценности действительно ваши, а также какие из этих ваших ценностей имеют для вас первоочередное значение!

Шаг третий. Постановка жизненных целей.

глеб цели в жизни не имея

купил патроны и ружьё

и с удивлением обнаружил

что жизнь из целей состоит

(стишок-пирожок)

В постановке целей есть два хороших подхода.

Первый, это исходить из возможностей. Такой разумный подход. Мы сначала определяем, какими располагаем ресурсами. Это  время, знания, умения, деньги. Потом думаем, что с этим можно сделать и ставим цель.

Второй способ предполагает, что ресурсов на момент постановки нет, но они добываются. Было бы желание! Если хочешь сделать дело – найдёшь средства! Это принцип лидера. Этот путь рискованный. Он требует бОльшей ответственности, но при этом способен открыть намного бОльшие возможности.

При формулировке каждой цели стоит задать себе несколько важных вопросов:

· Какого результата я хочу достичь с помощью этой цели?

· По каким показателям я смогу понять, что моя цель достигнута?

· Что мне поможет и что может помешать достичь этой цели?

· Какие выгоды я получу при достижении этой цели?

· Когда (к какому сроку) я хочу достичь этой цели?

Подумайте и сформулируйте для себя десять жизненный целей на настоящий момент. Готово? Тогда переходим к заключительному этапу.

Шаг четвёртый. Ранжирование целей в разрезе ценностей.

Начертите таблицу (12 столбцов и 11 строк). В верхней строке запишите ваши ценности (по одной ценности в каждой ячейке), а в левой колонке – цели.

Последовательно соотнесите каждую цель с каждой ценностью, в ячейке под сравниваемой ценностью поставив цифру от – 2 до +2. Это следующие значения: -2, -1, 0, +1,+2.

Например, ваша цель «Совершить кругосветное путешествие» полностью согласуется с заявленной вами ценностью «Свобода», то Вы в ячейке под данной ценностью ставите 2 балла.

Если эта же цель «Совершить кругосветное путешествие» совершенно не согласуется со следующей ценностью «Получить стабильную работу», то ставите –2 балла.

В крайней правой колонке «Итого» записываете сумму получившихся баллов по каждой цели.

Вы увидите какая из поставленных вами целей имеет наибольший приоритет именно для вас! Предупреждаю, что некоторых результат может мягко сказать удивить )))

Надеюсь, что данный материал окажется полезен.