Уровни корпоративной культуры

Корпоративная культура присутствует в компании в обязательном порядке. При этом абсолютно не важно, задекларирована она формально, или нет. Корпоративная культура, это то, что отличает компанию одну от другой. Это интегральное свойство организации людей. В основе её — отношения между сотрудниками, отношение руководителей к сотрудникам, правила взаимодействия и ценности. Корпоративная культура пропитывает компанию на всех уровнях взаимодействия сотрудников. Рассмотрим эти уровни.

  1. Бытовой уровень — уровне окружения. Это конкретный материальный уровень. Это офисное пространство, окружающее сотрудников и то, как оно выглядит.
  2. Уровень поведения сотрудников. На этом уровне корпоративная культура определяет то, как ведут себя сотрудники друг с другом и с клиентами, как реагируют на происходящие события. Как руководство ведёт себя с подчинёнными, и как подчинённые взаимодействуют с руководством.
  3. Компетентностный уровень, или уровень способностей. Способности – это обобщенные действия. Это уровень навыков и ресурсов. Это то, насколько сотрудники, работающие в компании, компетентны. Как они выполняют свою работу. Что у них есть для того, чтобы действовать и какие способности они при этом задействуют.
  4. Уровень убеждений и ценностей. Убеждения и ценности обеспечивают подкрепление, которое поддерживает или подавляет способности. В них кроется «почему» действий и стратегий Убеждения определяют границы возможного и формируют реальность. Это уровень, в котором живёт мотивация. Ценности отражают то, что для сотрудников важно и создают их мотивацию. В них кроется ответ на вопросы: Что является для меня главным? Что для меня ценно и важно? Зачем я тут работаю и занимаюсь тем, чем занимаюсь?
  5. Уровень идентичности. Идентичность связана с ролью, миссией и самосознанием человека. Она отвечает на вопрос «кто». Идентичность – это глубинное чувство «я», которое поддерживается корневыми убеждениями о самом себе. Ощущение своего присутствия в мире. Это стержень, на который всё насаживается. На этом уровне сотрудники идентифицируют себя с компанией, не представляя своё профессиональное существование вне данной компании.
  6. Уровень миссии / смысла. Видение/Миссия (духовность) обозначает частью чего большего является человек. Она дает ответ на вопрос «кто еще» или «для чего» человек живет. Миссия – жизненный смысл и ощущение себя частью большего целого. Этот уровень касается взаимодействия с другими уровнями. Ощущение чего-то бОльшего.

На этом уровне мы отвечаем на вопросы:

·      Для чего большего я делаю то, что делаю?

·      Частью чего большего я являюсь?

·      Для чего большего я делаю то, что делаю?

На бытовом, поведенческом и компетентностном уровне управлять мотивацией сотрудников можно и с помощью одних только денег. Когда сотрудники разделяют культуру на уровне убеждений, идентичности и миссии, то могут быть задействованы другие механизмы мотивации. Деньги при этом становятся не так важны. Но об этом как-нибудь в другой статье.

Насаждается, транслируется и формируется корпоративная культура всегда сверху («Каков поп, таков и приход»). А вот поддерживается уже снизу («Короля делает свита»). Как ведёт себя руководитель, какой пример показывает, какой тон задаёт — такую модель взаимоотношений и будут воспроизводить подчинённые на всех уровнях.