Цели тренинга
Цель «содержательная»:
Рассмотреть стержневую функцию в менеджменте — выработка, принятие и реализация управленческих решений. Дать базовые инструменты для реализации этой функции:
- целеполагание и планирование;
- методы выработки оценки и альтернатив;
- организация реализации плана: постановка задач, делегирование и контроль;
- анализ результатов и работа над ошибками;
- выводы и обратная связь.
Цель «динамическая» (психологическая):
Потренировать умение коммуницировать при выработке и принятии групповых решений и взаимодействовать при постановке задач.
Задачи тренинга.
После тренинга участники должны:
Знать:
- Методологию выработки, принятия и реализации управленческих решений.
- Ментальные ловушки и психологические эффекты, влияющие на принятие решений.
- Принципы целеполагания и планирования.
Уметь анализировать:
- Особенности типов решений (интуитивное решение; решение, основанное на суждении, рациональное решение).
- Проблемы и конкретные ситуации и обосновывать рациональные способы их разрешения.
- Взаимосвязи между целями, задачами и методами принятия решений.
- Результаты и формулировать выводы на основании этого анализа.
Уметь
- Ставить цели и выделять приоритеты. Продумывать задачи для реализации целей.
- Оценивать имеющиеся ресурсы.
- Планировать деятельность по достижению целей.
- Обозначать точки контроля.
- Ставить задачи (как себе, так и другим людям).
- Владеть методами системного анализа управленческих ситуаций и принятия управленческих решений.
Во время тренинга происходит управляемое развитие групповых процессов, в результате которых участники сами выходят на нужные руководству решения.
Формируются взаимосвязи между участниками и формируются умения взаимодействовать друг с другом при решении рабочих задач.
Методы тренинга:
- мини-лекции;
- общегрупповые дискуссии и работа в малых группах;
- мозговой штурм;
- фасилитация и модерация;
- метафорическая деловая игра (МДИ);
- разбор кейсов («кейс-стади»);
- кинометафора;
- арт-методы;
- ролевые и деловые игры и упражнения.
Программа тренинга
Тому, кто знает куда плыть – любой ветер попутный.
- Базовые компетенции руководителя при управлении собой и другими.
- Управленческий цикл (планирование, организация, мотивация и контроль).
- Сущность управленческих решений. Типы решений (интуитивное, основанное на суждении, рациональное). Индивидуальные и групповые решения. «Ловушки» при принятии групповых решений.
- Ментальные ловушки и психологические эффекты как помехи в выработке и принятии управленческих решений. Анализ собственной эффективности (привычки и стратегии поведения).
- Целеполагание – отправная точка управленческого решения.
- Ценности и цели: определяем направления движения.
- Модели целеполагания. Принципы постановки целей. Технология SMART.
- Методы структурирования списка целей. Расстановка приоритетов.
ПРАКТИКУМ:
Арт-метод: портрет идеального руководителя. Вывод на базовые компетенции руководителя и управленческий цикл.
Модерация: типы управленческих решений. Общегрупповая дискуссия. Вывод на особенности групповых решений.
Тест на определение ментальных ловушек. Определение собственных привычек поведения.
Определение своих ценностей. Расстановка ценностных приоритетов с помощью матрицы Боулза. Постановка целей по SMART. Анализ собственных целей в разрезе ценностей. Ранжирование целей.
Во главе успешного решения – грамотный анализ фактов.
- Методология выработки, принятия и реализации управленческих решений.
- Анализ конкретных управленческих ситуаций и проблем при принятии управленческих решений.
- Методы выработки и оценки альтернатив.
- Взаимосвязи между целями, задачами и методами принятия решений.
- Анализ результатов и формулирование выводов на основании этого анализа.
ПРАКТИКУМ:
Разбор кейсов по теме выработки управленческих решений. Деловые игры на тренировку анализа управленческих ситуаций и оценки альтернатив. Арт-метод «Ментальные карты» (по технике Тони Бузана). Упражнение: «мыслительные стулья У. Диснея». Работа по контрольной таблице А. Осборна.
Выработка индивидуального стиля принятия решения в зависимости от проблемы.
Всему своё время. Планирование – непременное условие управления.
- Основы планирования при организации реализации решений.
- Оценка ресурсов. Время как главный и невосполнимый ресурс. Хронометраж и временные резервы.
- Матрица Эйзенхауэра. Ранжирование задач по принципу срочности/важности.
- Долгосрочное и краткосрочное планирование. Методы стратегического планирования.
- «Хронос» и «Кайрос» – жёсткие и гибкие задачи.
ПРАКТИКУМ:
Эпитафия как метод персонального стратегического планирования. Деловая игра на тему оценки имеющихся ресурсов в условиях ограниченного времени («Кораблекрушение»). Индивидуальная работа: составление плана достижения цели (собственная цель из задания выше).
Знать и уметь — не одно и то же. Реализация управленческих решений.
- Постановка задач (как себе, так и другим людям) и делегирование.
- Точки контроля при организации выполнения задач.
- Ментальные ловушки и психологические эффекты как помехи в организации реализации решений.
- Мотивация и самомотивация.
ПРАКТИКУМ:
Кинометафора (разбор видеосюжета) на тему постановки задач сотрудникам.
Ролевая игра: «Постановка задачи».
Разбор кейсов на тему мотивации. Мозговой штурм: способы самомотивации.