Как управлять собой и другими или принятие управленческих решений

Цели тренинга

Цель «содержательная»:

Рассмотреть стержневую функцию в менеджменте — выработка, принятие и реализация управленческих решений. Дать базовые инструменты для реализации этой функции:

  • целеполагание и планирование;
  • методы выработки оценки и альтернатив;
  • организация реализации плана: постановка задач, делегирование и контроль;
  • анализ результатов и работа над ошибками;
  • выводы и обратная связь.

Цель «динамическая» (психологическая):

Потренировать умение коммуницировать при выработке и принятии групповых решений и взаимодействовать при постановке задач.

Задачи тренинга.

После тренинга участники должны:

Знать:

  • Методологию выработки, принятия и реализации управленческих решений.
  • Ментальные ловушки и психологические эффекты, влияющие на принятие решений.
  • Принципы целеполагания и планирования.

Уметь анализировать:

  • Особенности типов решений (интуитивное решение; решение, основанное на суждении, рациональное решение).
  • Проблемы и конкретные ситуации и обосновывать рациональные способы их разрешения.
  • Взаимосвязи между целями, задачами и методами принятия решений.
  • Результаты и формулировать выводы на основании этого анализа.

Уметь

  • Ставить цели и выделять приоритеты. Продумывать задачи для реализации целей.
  • Оценивать имеющиеся ресурсы.
  • Планировать деятельность по достижению целей.
  • Обозначать точки контроля.
  • Ставить задачи (как себе, так и другим людям).
  • Владеть методами системного анализа управленческих ситуаций и принятия управленческих решений.

Во время тренинга происходит управляемое развитие групповых процессов, в результате которых участники сами выходят на нужные руководству решения.

Формируются взаимосвязи между участниками и формируются умения взаимодействовать друг с другом при решении рабочих задач.

Методы тренинга:

  • мини-лекции;
  • общегрупповые дискуссии и работа в малых группах;
  • мозговой штурм;
  • фасилитация и модерация;
  • метафорическая деловая игра (МДИ);
  • разбор кейсов («кейс-стади»);
  • кинометафора;
  • арт-методы;
  • ролевые и деловые игры и упражнения.

 Программа тренинга

 Тому, кто знает куда плыть – любой ветер попутный.

  1. Базовые компетенции руководителя при управлении собой и другими.
  2. Управленческий цикл (планирование, организация, мотивация и контроль).
  3. Сущность управленческих решений. Типы решений (интуитивное, основанное на суждении, рациональное). Индивидуальные и групповые решения. «Ловушки» при принятии групповых решений.
  4. Ментальные ловушки и психологические эффекты как помехи в выработке и принятии управленческих решений. Анализ собственной эффективности (привычки и стратегии поведения).
  5. Целеполагание – отправная точка управленческого решения.
    • Ценности и цели: определяем направления движения.
    • Модели целеполагания. Принципы постановки целей. Технология SMART.
    • Методы структурирования списка целей. Расстановка приоритетов.

ПРАКТИКУМ:

Арт-метод: портрет идеального руководителя. Вывод на базовые компетенции руководителя и управленческий цикл.

Модерация: типы управленческих решений. Общегрупповая дискуссия. Вывод на особенности групповых решений.

Тест на определение ментальных ловушек. Определение собственных привычек поведения.

Определение своих ценностей. Расстановка ценностных приоритетов с помощью матрицы Боулза. Постановка целей по SMART. Анализ собственных целей  в разрезе ценностей. Ранжирование целей.

Во главе успешного решения – грамотный анализ фактов.

  1. Методология выработки, принятия и реализации управленческих решений.
    • Анализ конкретных управленческих ситуаций и проблем при принятии управленческих решений.
    • Методы выработки и оценки альтернатив.
  2. Взаимосвязи между целями, задачами и методами принятия решений.
  3. Анализ результатов и формулирование выводов на основании этого анализа.

ПРАКТИКУМ:

Разбор кейсов по теме выработки управленческих решений. Деловые игры на тренировку анализа управленческих ситуаций и оценки альтернатив. Арт-метод «Ментальные карты» (по технике Тони Бузана). Упражнение: «мыслительные стулья У. Диснея». Работа по контрольной таблице А. Осборна.

Выработка индивидуального стиля принятия решения в зависимости от проблемы.

Всему своё время. Планирование – непременное условие управления.

  1. Основы планирования при организации реализации решений.
  2. Оценка ресурсов. Время как главный и невосполнимый ресурс. Хронометраж и временные резервы.
  3. Матрица Эйзенхауэра. Ранжирование задач по принципу срочности/важности.
  4. Долгосрочное и краткосрочное планирование. Методы стратегического планирования.
  5. «Хронос» и «Кайрос» – жёсткие и гибкие задачи.

ПРАКТИКУМ:

Эпитафия как метод персонального стратегического планирования. Деловая игра на тему оценки имеющихся ресурсов в условиях ограниченного времени («Кораблекрушение»).  Индивидуальная работа: составление плана достижения цели (собственная цель из задания выше).

Знать и уметь — не одно и то же. Реализация управленческих решений.

  1. Постановка задач (как себе, так и другим людям) и делегирование.
  2. Точки контроля при организации выполнения задач.
  3. Ментальные ловушки и психологические эффекты как помехи в организации реализации решений.
  4.  Мотивация и самомотивация.

ПРАКТИКУМ:

Кинометафора (разбор видеосюжета) на  тему постановки задач сотрудникам.

Ролевая игра: «Постановка задачи».

Разбор кейсов на тему мотивации. Мозговой штурм: способы самомотивации.