Тренинг для наставников\кураторов

Участники:  специалисты, назначенные для работы со стажёрами и новичками в качестве наставников (кураторов, коучей)

Основные цели тренинга:

  1. Сформировать у участников понимание личности, роли и функций наставника (субъекта воздействия).
  2. Сформировать у участников представление о личности стажёра (объекте воздействия) с точки зрения его мотивационных, когнитивных и эмоциональных особенностей.
  3. Дать знания об особенностях педагогического взаимодействия со стажёрами и потренировать необходимые умения для данного конструктивного взаимодействия.

Задачи тренинга:

  1. Сформировать понимание личности наставника и его роли во взаимодействии со стажёрами.
  2. Помочь участникам узнать свои истинные ценности и разобраться в целях.
  3. Проработать мотивацию наставников.
  4. Вместе с участниками выработать внутренние правила, «моральный кодекс» наставника.
  5. Ознакомить наставников с особенностями взаимодействия с данной группой сотрудников-стажёров в двух сферах: функционально-инструментальной (педагогической) и межличностной (психологической).
  6. Научить участников устанавливать эмоциональный контакт и доверительные отношения со стажёрами и развить ответственность и внимательность в работе с ними.
  7. Определить границы и выработать чёткие правила взаимодействия со стажёрами.
  8. Проработать практические ситуации педагогической деятельности:
  • потренировать способы мотивации стажёров;
  • потренировать техники активного слушания и Я-высказывания;
  • потренировать способы разрешения конфликтных ситуаций по алгоритму.

*В тренинг может быть включен командообразующий блок.

СТРУКТУРА ТРЕНИНГА.

 Тренинг состоит из 4-х основных блоков и 2-х вспомогательных.

 

Блок Пояснение Ожидаемый результат
Вспомогательный блок 1.    «Введение» Представление тренера, целей и программы тренинга, знакомство с участниками, принятие правил работы на тренинге Адекватное позитивное представление о тренере и предстоящем тренинге.

Понимание целей тренинга в контексте своей профессиональной деятельности.

Осознание участниками серьёзности происходящего, приятие на себя ответственности, «настройка» на работу.

Основные блоки 2.    «Субъект воздействия» — личность и роль наставника в работе со стажёрами. (мотивационно -ценностный блок) Понимание личности, роли и функций наставника. Определение истинных целей и выявление ценностных установок наставников в отношении предстоящей работы. Выявление их мотивации. Проработка ответственности. Осознанная, основанная внутренней мотивации и чувстве  ответственности сформированная позиция наставника по отношению к себе, предстоящей работе и стажёрам, с которыми предстоит работать.

Выработанный и зафиксированный на бумаге свод внутренних правил наставника, его «моральный кодекс».

3.     «Объект воздействия» — личность стажёра («ликбез»-блок) Определение того, с кем предстоит работать (категории стажёров).

Особенности стажёров  в разрезе мотивационной, когнитивной и эмоциональной сфер.

 

Сформированное представление у участников о личности стажёра с точки зрения его мотивационных, когнитивных и эмоциональных особенностей.

Совместно выработанные необходимые представления и усвоенные основные знания, касающиеся особенностей стажёров в зависимости от категории.

Обозначение особенностей своей целевой группы и выстроенная схема работы с ней.

4.     «Технология передачи знаний и опыта» -(функциональный или технико-педагогический блок) Определение особенностей взаимодействия со стажёрами в педагогической (методической) плоскости: подготовка к работе (план, алгоритм), проведение работы со стажёром. Знания, касающиеся подготовки к работе, её проведения и окончания. Методические рекомендации по подготовке (план, тема, алгоритм, инструкции и т.д.)
5.       «Способы взаимодействия со стажёрами. Индивидуальный подход» —

(психологический блок)

Моделирование наиболее распространенных ситуаций педагогической деятельности с данной категорией сотрудников и отработка психолого-педагогических умений кураторов на практике (установление контакта,  способы мотивации к деятельности,  приёмы активного слушания и управления эмоциями, установление дисциплины, алгоритм разрешения конфликтных ситуаций, индивидуальный подход как условие конструктивной и эффективной работы). Получение необходимых теоретических знаний, подкреплённых опытом проигрывания возможных  предстоящих педагогических ситуаций на практике.

Возможность почувствовать себя на месте стажёра, побыть в его роли. Возможность экспериментировать со стилями педагогического общения, выбирая свой стиль и свои способы решения сложных ситуаций.  Тренировка умений справляться со сложными ситуациями педагогического взаимодействия.

Вспомогательный блок 6.       «Заключение»

 

*       Заключительный круг. Ответ на вопросы от тренера:

— Что вынес для себя полезного?

—          — Что буду применять в своей работе?

*        Обратная связь от тренера.

*       Заполнение анкеты обратной связи

 

*       Подведены итоги тренинга.

*       Дана и получена обратная связь (от группы тренеру, от тренера группе и от участников группы друг другу).

 

Исходя из целей и задач, в тренинге 5 основных тематических блоков:

  • «ликбез»-блок;
  • мотивационно-ценностный блок,
  • функциональный или технико-педагогический блок;
  • психологический блок

Каждый блок состоит из тематических модулей.

Техника преподавания каждого модуля строится по следующей схеме:

«Активизация активности участников — подача информации – практикум — выводы тренера  и получение участниками обратной связи от тренера».

 Методы тренинга

  • общегрупповые дискуссии и работа в малых группах;
  • мозговой штурм;
  • арт-методы (групповые рисунки);
  • кинометафора;
  • фасилитация (сбор мнений) и модерация (выработка единого мнения);
  • психо-гимнастические упражнения;
  • ролевые и деловые игры и упражнения;
  • мини-лекции.

Оценка результатов

Каждый информационный, образовательный и тренировочный блок в ходе подготовки наставников в рамках тренинга имеет свои измеримые критерии оценки.

Уровень овладения участниками тренинга необходимыми знаниями и умениями, уровень их специальной подготовки постоянно контролируется и оценивается по окончанию каждого модуля и информационного блока.

По окончанию тренинга, со руководством и участниками будет поддерживаться связь. Предусмотрены варианты индивидуального сопровождения участников после окончания обучения. Это сопровождение будет представлять собой консультационную и информационную поддержку, а также возможность предоставления обратной связи.

Продолжительность тренинга: 2 дня (16 астрономических часов, 21 академический час).