Участники: специалисты, назначенные для работы со стажёрами и новичками в качестве наставников (кураторов, коучей)
Основные цели тренинга:
Задачи тренинга:
*В тренинг может быть включен командообразующий блок.
СТРУКТУРА ТРЕНИНГА.
Тренинг состоит из 4-х основных блоков и 2-х вспомогательных.
Блок | Пояснение | Ожидаемый результат | |
Вспомогательный блок | 1. «Введение» | Представление тренера, целей и программы тренинга, знакомство с участниками, принятие правил работы на тренинге | Адекватное позитивное представление о тренере и предстоящем тренинге.
Понимание целей тренинга в контексте своей профессиональной деятельности. Осознание участниками серьёзности происходящего, приятие на себя ответственности, «настройка» на работу. |
Основные блоки | 2. «Субъект воздействия» — личность и роль наставника в работе со стажёрами. (мотивационно -ценностный блок) | Понимание личности, роли и функций наставника. Определение истинных целей и выявление ценностных установок наставников в отношении предстоящей работы. Выявление их мотивации. Проработка ответственности. | Осознанная, основанная внутренней мотивации и чувстве ответственности сформированная позиция наставника по отношению к себе, предстоящей работе и стажёрам, с которыми предстоит работать.
Выработанный и зафиксированный на бумаге свод внутренних правил наставника, его «моральный кодекс». |
3. «Объект воздействия» — личность стажёра («ликбез»-блок) | Определение того, с кем предстоит работать (категории стажёров).
Особенности стажёров в разрезе мотивационной, когнитивной и эмоциональной сфер.
|
Сформированное представление у участников о личности стажёра с точки зрения его мотивационных, когнитивных и эмоциональных особенностей.
Совместно выработанные необходимые представления и усвоенные основные знания, касающиеся особенностей стажёров в зависимости от категории. Обозначение особенностей своей целевой группы и выстроенная схема работы с ней. |
|
4. «Технология передачи знаний и опыта» -(функциональный или технико-педагогический блок) | Определение особенностей взаимодействия со стажёрами в педагогической (методической) плоскости: подготовка к работе (план, алгоритм), проведение работы со стажёром. | Знания, касающиеся подготовки к работе, её проведения и окончания. Методические рекомендации по подготовке (план, тема, алгоритм, инструкции и т.д.) | |
5. «Способы взаимодействия со стажёрами. Индивидуальный подход» —
(психологический блок) |
Моделирование наиболее распространенных ситуаций педагогической деятельности с данной категорией сотрудников и отработка психолого-педагогических умений кураторов на практике (установление контакта, способы мотивации к деятельности, приёмы активного слушания и управления эмоциями, установление дисциплины, алгоритм разрешения конфликтных ситуаций, индивидуальный подход как условие конструктивной и эффективной работы). | Получение необходимых теоретических знаний, подкреплённых опытом проигрывания возможных предстоящих педагогических ситуаций на практике.
Возможность почувствовать себя на месте стажёра, побыть в его роли. Возможность экспериментировать со стилями педагогического общения, выбирая свой стиль и свои способы решения сложных ситуаций. Тренировка умений справляться со сложными ситуациями педагогического взаимодействия. |
|
Вспомогательный блок | 6. «Заключение»
|
* Заключительный круг. Ответ на вопросы от тренера:
— Что вынес для себя полезного? — — Что буду применять в своей работе? * Обратная связь от тренера. * Заполнение анкеты обратной связи
|
* Подведены итоги тренинга.
* Дана и получена обратная связь (от группы тренеру, от тренера группе и от участников группы друг другу).
|
Исходя из целей и задач, в тренинге 5 основных тематических блоков:
Каждый блок состоит из тематических модулей.
Техника преподавания каждого модуля строится по следующей схеме:
«Активизация активности участников — подача информации – практикум — выводы тренера и получение участниками обратной связи от тренера».
Методы тренинга
Оценка результатов
Каждый информационный, образовательный и тренировочный блок в ходе подготовки наставников в рамках тренинга имеет свои измеримые критерии оценки.
Уровень овладения участниками тренинга необходимыми знаниями и умениями, уровень их специальной подготовки постоянно контролируется и оценивается по окончанию каждого модуля и информационного блока.
По окончанию тренинга, со руководством и участниками будет поддерживаться связь. Предусмотрены варианты индивидуального сопровождения участников после окончания обучения. Это сопровождение будет представлять собой консультационную и информационную поддержку, а также возможность предоставления обратной связи.
Продолжительность тренинга: 2 дня (16 астрономических часов, 21 академический час).