Командная роль – это модель поведения человека, которая отражает способ выполнения им своей работы. Это не функционал. Не то, ЧТО делает работник, а то КАК он это делает. Командная роль это и вклад в работу команды и взаимоотношения между участниками команды. Командная роль определяется врожденными личными качествами и приобретенным поведением.
Люди демонстрируют бесконечную вариативность поведения. Тем не менее диапазон полезных моделей поведения в работе команды ограничен. Согласно Белбину эти модели поведения умещаются в девять командных ролей. Баланс этих ролей в команде отвечает за успех или неудачу в командной работе.
Однозначно о взаимосвязи типа личности человека с командной ролью судить нельзя.
Роли по Белбину описывают типовые модели конструктивного поведения людей в командах.
Тип личности определяет преимущественный способ взаимодействия с окружающим миром. Отвечает за предпочтения при сборе информации и при принятии решений.
Иногда на командную роль влияет состав и состояние команды. В одной команде человек генератор идей, а в другой — аналитик или реализатор.
Подробную классификацию командных ролей смотрите тут: Типы командных ролей
Из таблицы видно, что командные роли группируются в пары по функциям:
Разница в парах заключается в том куда направлены воздействия.
Таблица также предусматривает объединение ролей по дополнительным признакам:
Если правильного скомплектовать рабочие группы, используя комбинации командных ролей, то цели, стоящие перед организацией достигаются быстрее, а время и ресурсы экономятся.
Люди, выполняющие одни и те же должностные функции в проекте, могут выступать в разных командных ролях.
Некоторые управленцы ошибочно подбирают в команду подобных себе людей. Единообразие — это единомыслие и стагнация. Правильно подобранные «лебедь, рак и щука», оказываются гораздо успешнее «родственных душ».
В списке командных ролей неспроста отсутствует роль «лидер». В разное время руководитель команды может и должен брать на себя ту роль, которая позволит сбалансировать команду. Например: выступить генератором идей, когда команда буксует в решении проблемы, стать придирчивым критиком-аналитиком, если ощущается переизбыток идей, энтузиазма и оптимизма, или принять на себя роль вдохновителя, когда участники команды приуныли. Способность выполнять разные командные роли, помогать другим людям выполнить их задачи как можно лучше — обязательные качества лидера.
Важно отметить, что состав команды варьируется в зависимости от поставленной задачи. На ранних стадиях проекта, когда вы разрабатываете стратегию и определяете общие подходы, вам необходим генератор идей, исследователь ресурсов и контролёр. Координатор в роли руководителя поможет им работать вместе. На этапе практической реализации, чтобы продолжить поступательное движение проекта, ключевая роль достанется реализатору, вместе со специалистом. Ближе к завершению проекта возрастает роль контролёра, который следит за тем,чтобы задача была выполнена правильным образом.
Если количество человек в команде меньше девяти, каждый берёт по крайней мере одну вторичную роль. Ролевые типы сортируются в две категории: ориентированные на внешний мир и нацеленные на то, что происходит внутри команды. Главное, что должны быть перекрыты четыре стороны:
Грамотное распределение командных ролей позволит вашей команде достигать целей, снизив конфликтность и столкновения. Это облегчит вашу работу и даст почувствовать членам команды их индивидуальную значимость.
Автор — Павел Панько