В нашем случае, когда продаём услугу заказчику, мы работаем с одним человеком. Чаще это HR, либо другое лицо, которое отвечает за организацию мероприятия. Приходится учитывать ряд других заинтересованных лиц.
Каждая сторона этого треугольника преследует свои цели и потребности.
НR-у важно, чтобы корпоративное мероприятие понравилось как сотрудникам, так и вышестоящему руководству. Таким образом менеджер по персоналу повышает свой имидж и статус, а также зарабатывает «политические» очки.
Сотрудники же, как показывает опыт, относятся к подобным «инициативам сверху» по-разному: от всецелого «одобрямс» и активистского «а давайте!», до устойчивого нежелания принимать участие в корпоративных мероприятиях. Это иногда выражается в скрытом сопротивлении и даже открытом саботаже.
К тренингам относятся настороженно из-за боязни встретиться с собственной некомпетентностью или нежелания «потерять лицо» перед коллегами и подчинёнными. Корпоративные мероприятия попадают в немилость чаще из-за негативного прошлого опыта, а также нежелания тратить законный выходной на то, чтобы «опять лицезреть эти рожи»…
Замотивировать сотрудников на участие, добиться понимания и поддержки – это ещё одна задача для HR-а. Мы можем в этом помочь.
Руководитель, принимающий окончательное решение «быть или не быть» желает получить максимум за минимальные деньги. Извлечь из мероприятия пользу и не потратить собственные деньги впустую. В виде каких эффектов проявляется польза я писал в статье «Командообразование. Мифы и реальность».
Важно понимать, что тренинг не волшебная таблетка. Мы разделяем ответственность за результат с клиентом. Дело в том, что даже эффекты, полученные от удачно проведённого тренинга могут вскоре сойти на нет, если их не переводить в повседневную рабочую практику. А это уже задача руководства. Внешний тренер, как правило, не имеет реальных полномочий для внедрения изменений и поддержки этих изменений в компании.
Тренинг не панацея. Тренинг не решит проблем взаимодействия сотрудников, если они кроются в поведении руководителя, или неправильной системе мотивации, или в ошибках подбора. Здесь нужны другие решения.
Выявить проблемные точки и указать их местонахождение помогает предтренинговая диагностика. По её результатам и настраивается последующий тренинг. Под конкретную ситуацию конкретного клиента.
Особенность тренингов командообразования, как собственно и образовательных услуг в их неосязаемости. Их невозможно «пощупать». Это «воздух», который тем не менее, необходим для жизни. И как сказал профессор маркетинга Теодор Левитт: «Кодак» продает фотопленку, но рекламируют они не фотопленку. Они рекламируют память».
В этом случае рекомендуем клиентам заказывать постренинговый отчёт, где подробно и обстоятельно будут изложена ситуация в команде «как есть»:
И напоследок хотелось бы продолжить избитое крылатое высказывание «клиент всегда прав» фразой «нужно только помочь ему распорядиться собственной правотой…»
Автор: Павел Панько