Лидер и команда

Менеджер — лидер?

В последние десятилетия жизнь ускорилась. Сегодня изменения на рынке происходят стремительно и чтобы на них адекватно реагировать, от менеджеров на всех уровнях требуется гибкость и управленческая «универсальность» – способность руководить постоянно меняющейся компанией. Управленческих умений, знаний технологий менеджмента и административного ресурса в виде полномочий уже не хватает. Надо вызывать интерес и уважение у подчинённых. Приходится их буквально завоевывать. Возникают ситуации, когда руководитель управляет специалистами, в содержании работы которых он может досконально и не разбираться. Эта ситуация встречается в среде HR-директоров.

Лидерство как панацея. И с этим трудно не согласится.

Лидер, и то как он управляет влияет на результат. Менеджмент и лидерство, это не исключающие, а дополняющие друг друга понятия. Попробуем проследить отличия в таблице.

Определение лидерства.

Кто же такой лидер? Это такой член группы, который управляет группой. А если упростить, то лидер — ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ВЕДЕТ ТЕХ, КТО СОГЛАСЕН ИДТИ И ИДЕТ ЗА НИМ.

В определении лидерства и его механизмов пока нет единства мнений. Потому, что менеджмент в своей основе затрагивает организационные аспекты, а лидерство – поведенческие, психологические.

А чужая душа если и не потёмки, то «тайна сия великая есть»… В этой статье я приоткрою завесу этой «тайны» и попробую ответить на риторические вопросы на которые так и нет до сих пор однозначных ответов: Что заставляет одних становиться у руля, а других усиленно налегать на весла под руководством рулевого? Это желание «рулить» возникает так сказать «по зову сердца», по причине некой внутренней «душевной организации»? Лидерами рождаются или становятся?

Мой взгляд на лидерство основан не на гуманитарном психологическом подходе (хотя с ним и пересекается), а на этологическом (биологическом, естественнонаучном). В отличие от психологии, этология, это наука, которая уделяет внимание биологически обусловленным формам поведения. На некоторых врождённых поведенческих предпосылках потенциальных лидеров, и на том, как они реализуются во взаимодействии с другими людьми, я и хочу сосредоточиться. Эти поведенческие предпосылки называют ещё инстинктивным поведением. Оно и формирует характерное для истинного лидера желание непременно «стоять у руля», возглавлять группы людей и вести их за собой. Инстинктивная составляющая является причиной «сердечного зова».

Ранг, ранговый потенциал и статус.

Феномен лидерства не представляет никакого интереса в отрыве от темы организации человеческой группы. Лидерство без последователей попросту лишено смысла. Человеческая группа, в не зависимости от размеров, самоорганизовывается по принципу иерархической пирамиды. Это поведение свойственно для всех социальных животных. Мы не исключение.  Иерархический характер организации группы, где вершину занимает доминант, а нижние ступени последовательно занимают остальные члены группы — субдоминанты, а затем субординанты, человек  унаследовал от своих предков. Это место в иерархии, социальный статус этологи называют ранг. У человека, в отличие от животных, ранги не наследуются и жёстко не закреплены. Они меняются в течение жизни. Работает формула: «кто был ничем, тот станет всем». Статус одной и той же личности может разительно отличаться в разных социальных группах. Домашний подкаблучник на работе превращается в строгого и требовательного начальника, а жесткий семейный тиран — в заискивающего и лебезящего исполнителя воли босса. Ранг, который занимает индивид в конкретной группе, зависит от соотношения рангового потенциала данного индивида и ранговых потенциалов других членов группы. Таким образом, ранг — относительное явление. Это четко подмечено в народной поговорке: «Молодец среди овец, а против молодца и сам овца». А вот ранговый потенциал — явление абсолютное. Либо он есть, либо его нет вовсе. Отсюда вывод, что ранговый потенциал, это способность занять тот или иной ранг в конкретной иерархии. Таким образом ранговый потенциал, или «способность к руководству» и есть то, что изначально закладывается в фундамент влияния индивида на группу. Поэтому, тех членов группы, которые влияют на деятельность группы, можно назвать лидерами. Чем большее количество членов сообщества строят своё поведение с оглядкой на лидера, тем больший у него ранг лидерства в данной группе.

Лидер и критические ситуации. Групповая неустойчивость

Потребность во влиятельном лидере остро ощущается когда на пути к достижению групповых целей возникает препятствие или угроза группе извне. Когда складывается сложная, критическая ситуация. В этих случаях члены группы не понимают, какие шаги предпринять. Между ними нет согласованного понимания действий.

Если при этом один из членов группы сумеет взять командование на себя и обеспечит достижение целей, тогда он вероятнее станет лидером данной группы.

Лидером станет тот, кто  возьмёт на себя ответственность за ситуацию и обеспечит безопасность группы.

А многочисленные лидерские качества как: уверенность в себе, настойчивость, храбрость и т.д. уже вторичны.

В критических ситуациях лидерство фокусируется и сосредоточивается в одних руках.

Если проблемы, с которыми сталкивается группа, сложные и разноплановые, то функции лидерства могут распределяться между несколькими лицами.

Предпосылки для возникновения нового лидера могут возникнуть и вследствие внутригрупповых конфликтов.

Новый лидер чаще появляется в тот период, когда старый лидер не соответствует своему руководящему положению.

 

Автор: Павел Панько

Продолжение следует…